Герб ГДР

Германская Демакратическая Республика.

flagge.jpg (14757 bytes)

На главную страницу.

Географическая справка.

 

Общие сведения. Природные условия.

 

 

Население.  Основные черты хозяйства.

 

 

Транспорт. Внешняя торговля.  Туризм.

 

   Транспорт.

Густая транспортная сеть ГДР обеспечивает ежегодную перевозку свыше 1,1 млрд. т грузов и 4 млрд. пассажиров. Основная часть грузов перевозится железными дорогами и автомобильным транспортом. Основу транспортной сети составляют железные дороги. ГДР занимает одно из первых мест в мире по их густоте (13 км на 100 кв. км), а их длина составляет 14,2 тыс. км (начало 1985 г.). Завершается переход к дизельной и электрической тяге. В структуре перевозимых грузов выделяется уголь (более 1/3), стройматериалы (1/5), химические продукты (1/6). Крупнейшие железнодорожные узлы: Берлин (11 линий), Лейпциг (9 линий), Дрезден, Карл-Маркс-Штадт, Магдебург, Котбус, Франкфурт-на-Одере, Росток. ГДР достигла наибольшего уровня автомобилизации среди стран СЭВ. Автопарк состоит из 2,9 млн. легковых машин, 360 тыс. грузовых и специальных, 52 тыс. автобусов. В 1985 г. на каждые 1000 человек приходилось 188 личных машин — это самый высокий показатель в странах СЭВ. Автомобильные дороги с твердым покрытием имеют протяженность более 47 тыс. км. Они включают дороги общегосударственного значения — автострады или «автобаны» (1,7 тыс. км), магистральные дороги дальнего сообщения (11,3 тыс. км), окружного значения (свыше 34 тыс. км). Весьма велика сеть так называемых «коммунальных дорог» (73 тыс. км), имеющих местное значение. В перевозках на автодорогах преобладают строительные материалы (свыше 1/2) и продовольственные товары (до 1/7). По развитию внутреннего водного транспорта ГДР занимает одно из первых мест среди зарубежных социалистических стран Европы. Протяженность судоходных рек 2,3 тыс. км, по ним перевозится 16 млн. т грузов. Реки дают выход в соседние с ГДР страны — Польшу, Чехословакию и ФРГ. Важнейшие речные порты — Магдебург, Щёнебекк, Берлин, Кёнигс-Вустерхаузен, Дрезден, Риза. Морской транспорт обеспе­чивает внешние торговые перевозки. Торговый флот ГДР насчитывает около 180 судов тоннажем в 1,9 млн. т и ежегодно перевозит около 12 млн. т грузов. Создано мощное портовое хозяйство, ежегодно обслуживающее до 5 тыс. судов. Крупнейшие порты — Росток (грузооборот 19 млн. т, 1984 г.), Висмар (5,1 млн. т, 1984 г.), Штральзунд (0,9 млн. т, 1983 г.)— принимают массовые грузы — руды, металлы, удобрения, нефть и нефтепродукты. Страна связана паромными линиями через порт Варнемюнде с Данией, через порт Засниц — со Швецией, через Мукран — с СССР.

По протяженности воздушных трасс (144 тыс. км) ГДР уступает среди стран СЭВ только СССР.

Регулярные линии связывают ее с 60 городами в 36 странах. Наиболее крупный аэропорт Шёнефельд. ГДР обладает развитым трубопроводным транспортом (по нему доставляется природный газ из СССР, нефть и нефтепродукты и т.д.).

  Внешняя торговля.

Внешняя торговля играет исключительно важную роль в развитии экономики ГДР. Являясь высокоразвитой страной с мощной индустрией, она вынуждена импортировать значительную часть сырья и топлива. Объем внешнеторгового оборота в 1985 г. составил 38,6 млрд. руб. Экспорт (18 млрд. руб.) на 80% состоит из готовых промышленных изделий. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляла 47% экспортных поставок. Этот показатель выше, чем у многих промышленно развитых стран. Основу экспорта (до 80-90%) составляют судостроение, электроника и электротехника, приборостроение, станкостроение, текс­тильное и полиграфическое машиностроение. Доля химических продуктов в экспорте (1985 г.) — 11,6% (фотохимикаты, калийные удобрения, средства защиты растений, сода, синтетический каучук, медикаменты), товаров народного потребления — 14,1% (ткани, ковры, мебель, одежда, полиграфическая продукция). Свыше 2/5 ввоза составили сырье, топливо и полуфабрикаты (нефть, каменный уголь, кокс, бокситы, природный газ, железная руда, асбест, хлопок), продовольственное сырье и пищевкусовые товары — 16% (зерно, консервированные овощи и фрукты). В 1985 г. на социалистические страны приходилось 65,5% всего оборота внешней тор­говли, в том числе 63,6% —на страны СЭВ. Торговля с СССР составляла в 1985 г. 38,5% торгового оборота страны. ГДР занимает первое место среди торговых партнеров СССР (10,7%). Особенно велика ее доля в советском импорте машин и оборудования, продукции электротехники, сельскохо­зяйственных машин. Около 60% импорта из СССР — сырье и топливо. ГДР торгует более чем с пятьюдесятью развивающимися странами (5,2% всего оборота в 1985 г.). Объем внешнеторгового оборота с развитыми капиталистическими странами — 29,3% в 1985 г. (в том числе с ФРГ — 8,5%).

   Туризм.

Туризм в ГДР имеет большое социально-экономическое значение. Это связано с тем, что очень высока территориальная концентрация промышленного производства при весьма высокой плотности населения в главных индустриальных районах (15% территории сосредоточивает 40% населения). Промышленность дает до 60% вредных выбросов. В ГДР 25-30% населения промышленных агломераций предпринимает поездки в конце недели в зоны отдыха, находящиеся до 100 км от центров агломераций. В санаториях и домах отдыха профсоюзов лечится и отдыхает ежегодно свыше 2 млн. человек (в ГДР 33 бальнеологических курорта). В развитой сети кемпингов ежегодно отдыхает до 2,2 млн. человек. Собственные базы отдыха имеют многие предприятия: на них отдыхает до 3 млн. человек. Часть гостиниц (их в стране около 1 тыс.) также используется для туризма. В отдельные годы число посещающих ГДР ино­странцев достигает численности жителей страны. В ГДР выделяются три крупные природно-рекреационные зоны общегосударственного значения: Прибалтийская, Поозерная и на юге — Среднегорная. Примерно 1/6 территории страны занимают ландшафтоохраняемые районы. Насчитывается свыше 700 заказников и заповедников. В городах много культурно-исторических памятников, из них 300 художественно-исторических объектов международного значения. Как центры туризма выделяются Веймар, Дрезден, Магдебург, Штральзунд, Вернигероде, Галле, Наумбург, Айзенах, Кведлинбург, Шверин, Потсдам и др. Широко известна Лейпцигская международная оптовая ярмарка. Многочисленны памятники, связанные с революционным прошлым рабочего класса Германии и других стран: Музей немецкой истории, Музей Димитрова, типография «Искры», памятники советским воинам-освободителям (Трептов-парк в Берлине и др.).

На главную страницу.

HotLog   

© Корнев С.Г. 2006
Hosted by uCoz